Гаубичная самоходная установка — BT-42

История о BT-42.

М-да :):

После завершения Зимней войны самым удачным периодом для Финляндии стал июнь-сентябрь 1941 года, когда Генштаб Карельского фронта допустил ряд стратегических ошибок, отдав инициативу в руки противника. После танков Т-26 самым массовым трофеев стали танки серии БТ.

За эти три месяца финнам удалось захватить порядка 20 танков БТ-7 различных серий, большей частью в неповрежденном виде, за исключением вооружения. Их отремонтировали и снова ввели в строй, но использовать по прямому назначению не спешили. По финским перкам эксплуатация БТ была слишком дорогим удовольствием, особенно в условиях нехватки запасных частей. В результате только шесть БТ-7 попали на передовую в составе отдельной роты быстроходных танков Christie – Osasto. Подробностей об их боевом применении пока найти не удалось.

Остальные машины первые полгода их эксплуатировали в качестве учебных машин, пока в 1942 году не появилось предложение создать на базе БТ-7 самоходные артиллерийские установки. Выбор у финнов был тогда небольшим, поэтому в качестве основного вооружения выбрали английскую 114-мм гаубицу QE Mk.II (114 Р18) обр. 1918 г., оснастив ее дульным тормозом. В своё время 24 таких орудия закупили в Великобритании и ещё одна партия поступила в 1939-1940 гг. из Испании. Для этого пришлось спроектировать абсолютно новую башню на стандартном погоне.

Задача была выполнена, однако огромные для легкого танка габариты гаубицы создавали крайне стесненные условия для работы экипажа. Небольшим оказался боекмоплект — всего 22 осколочно-фугасных выстрела, а дальность стрельбы не превышала 3000 метров. Вдобавок к этому, поскольку корпус и ходовая часть танка БТ-7 изменениям не подверглись, нагрузки на них существенно возросли.

Планировалось, что САУ поддержки пехоты будут отправлены в батальоны штурмовых орудий при бронедивизии. К концу года было изготовлено 18 самоходных гаубиц, получивших обозначение ВТ-42 (БТ-42), первая из которых поступила в бронебригаду в сентябре 1942 г.

Фронтовые испытания выявили массу дефектов САУ, поэтому в конце месяца её отправили на доработку. Силами Бронецентра и фирм Lokomo и VTT удалось довести до кондиции все построенные машины и осенью 1943 г. передать их на фронт. Их боевое применение оказалось не слишком удачным, поскольку гаубица имела раздельное заряжание, бронебойный снаряд имел малую бронепробиваемость, а внутри САУ экипаж находился в более чем стесненных условиях.
Когда на вооружение финской армии поступили немецкие самоходки StuG.III все ВТ-42 ещё находились в составе 1-го батальона штурмовых орудий (1./Ryn.Tyk.P.).

При штабе батальона числилось 2 самоходки, а другие 15 распределили между тремя ротами трехвзводного состава. В декабре 1943 года морально устаревшие ВТ-42 свели в отдельный броневзвод. Спустя несколько месяцев это подразделение стало именоваться как Независимая танковая рота, а самоходок ВТ-42 в ней осталось 14 единиц. Остальные шесть находились на ремонте и в резерве.

С началом советского наступления летом 1944 г. гаубичные САУ перебросили в район Выборга, где они приняли активное участие в боях за город. Поскольку противниками их было более мощные Т-34-85 и ИСУ-152 исход оборонительной был предрешен, хотя финны дрались отчаянно. Только в период с 17 по 21 июня броневзвод лишился восьми самоходок ВТ-42, которые были потеряны по следующими причинам:

R-702 – был врыт в землю в Таммисуо (Tammisuo) в качестве бронированной огневой точки, уничтожен экипажем при отступлении 20 июня;
R-705 – уничтожен экипажем в Муолаа (Muolaa) 17 июня при отступлении;
R-712 – находился в Выборге 20 июня, брошен экипажем;
R-713 – брошен экипажем 20 июня под Выборгом после пожара в моторном отделении;
R-717 – уничтожен попаданием в башню снаряда советского танка Т-34-85 под Выборгом 20 июня;
Ps.511-7 – брошен в пригороде Выборга 21 июня;
Ps.511-15 – из-за технического сбоя брошен в Ваарамяки (Vaaramaki) 17 июня;
Ps.511-19 – уничтожен собственным экипажем после технической поломки 17 июня в Кивеннапа (Kivennapa).

После анализа этих событий был сделан вывод, что 114-мм гаубица хорошо подходила для стрельбы по полевым укреплениям и не успевшей укрыться пехоте – сказывалась высокая эффективность фугасного выстрела. Однако стрельба по новым советским танкам не давала никакого положительного эффекта. Например, под Выборгом один из экипажей ВТ-42 добился 18 попаданий по танку Т-34-85 (по другим данным — 11), однако советская машина повреждена не была.
Когда подсчитали окончательные потери итог для финских бронетанковых оказался неутешительным. В летних боях 1944 года было потеряно 25 из 87 танков Т-26, а также несколько трофейных Т-34-76 и немецких Pz.IV. Наибольших успехов добились экипажи самоходных орудий StuG III Ausf.G. Потеряв также восемь своих машин (из них только три в боевых условиях) финны заявили о 87 уничтоженных советских танках. Даже несмотря на то, что эти данные явно завышены эффективность StuG III оказалась несравненно выше, чем у ВТ-42.

Тем не менее, до полного расставания оставалось ещё полгода. Согласно финским источникам на 1 января 1945 года армия располагала десятью ВТ-42. В скором времени их отправили на слом, за исключением одной машины, которую передали в танковый музей г.Парола.

Во время штурма Выборга, одна самоходка BT-42, захваченная советскими войсками в исправном состоянии (возможно Ps.511-7 или R-712), была перевезена для испытаний на Ленинградский артиллерийский полигон. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна, но, по-видимому, она отправилась в переплавку.

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАУБИЧНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
ВТ-42 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 11000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5660
Ширина, мм 2290
Высота, мм 2670
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 114-мм гаубица QE Mk.II (114 Р18) обр. 1918 г.
БОЕКОМПЛЕКТ 22 выстрела
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 20 мм
борт и корма – 10 мм
крыша – 10 мм
днище – 6 мм
башня – 20 мм
маска орудия — ?
крыша башни — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ М-17Т, V-образный, 12 цилиндровый, карбюраторный, мощностью 400 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с передней управляемой парой на колесном ходу, переднее направляюще и заднее ведущее колесо; гусеница крупнозвенчатая, стальная
СКОРОСТЬ 50 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 350 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,55
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 2,00

Комментирование закрыто.