ПРОЕКТ 1134 «БЕРКУТ» — БОЛЬШИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ

ПРОЕКТ 1134 "БЕРКУТ"

Ориентация надводных сил отечественного ВМФ на борьбу с атомными подводными лодками обусловила, в частности, выделение в 1966 году нового подкласса кораблей – больших противолодочных кораблей. Основное их назначение – борьба с атомными подводными лодками в удалённых районах, а также обеспечение ПВО и ПЛО корабельных группировок и конвоев транспортов. К этому подклассу были отнесены строящиеся сторожевые корабли проекта 61 и начатые разработкой в начале 60-х г.г. корабли ПВО-ПЛО проекта 1134, совмещающие функции кораблей проекта 61 и 58. Серия кораблей проекта 58 была ограничена четырьмя единицами (вместо планировавшихся десяти).
Корабль проекта 1134 «Беркут», ТТЗ на разработку технического проекта которого было выдано ЦКБ-53 в декабре 1961 года, предполагалось создать в корпусе и с котлотурбинной энергетической установкой ракетного крейсера проекта 58.
В ходе разработки технического проекта 1134 (главный конструктор В.Ф.Аникиев) выявилась необходимость увеличения размерений корабля, приведшая к росту его стандартного водоизмещения до 5140 тонн (вместо 4300 в проекте 58). Соответственно скорость полного хода снизилась до 33 узлов. Вооружение корабля включало ПКРК П-35 с четырьмя ненаводящимися пусковыми установками и восемью ракетами (из них четыре в погребах), два новых ЗРК средней дальности «Шторм», два 57-мм автомата АК-725, а также противолодочные средства, аналогичные принятым в проекте 61, но с двумя трёхтрубными торпедными аппаратами и обеспечением постоянного базирования противолодочного вертолёта Ка-25 (с размещением его в ангаре).
При утверждении в январе 1963 года технического проекта 1134 ВМФ и ГКС было решено усилить средства ПЛО за счёт замены трёхтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные (с торпедами СЭТ-65) и размещения новой ГАС «Титан-2». Однако на первых кораблях серии до освоения промышленностью новых образцов вооружения предусматривалось установить ГАС «Титан» и «Вычегда», а также ЗРК «Волна» (вместо ЗРК «Шторм»), число ракет П-35 было уменьшено до четырёх (с размещением только в пусковых установках). Стандартное водоизмещение корабля при корректировке проекта 1134 было увеличено до 5340 тонн.
Завершённые к этому времени ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова исследования по конструктивному обеспечению бескавитационного обтекания кормовых выступающих частей позволили вновь (после кораблей проектов 41 и 56) перейти к установке на большом противолодочном корабле проекта 1134 и кораблях всех последующих разработок кронштейнов гребных валов вместо обтекателей.
В ходе рабочего проектирования выполнялись проработки по совершенствованию средств ПЛО за счёт применения противолодочного ракетно-торпедного оружия. По их результатам в январе 1965 года ВМФ и ГКС приняли решение о строительстве последующих кораблей серии, начиная с пятого корабля, по откорректированному техническому проекту 1134А (главный конструктор В.Ф.Аникиев) с заменой ПКРК П-35 на ПЛРК «Метель» (с двумя счетверёнными ненаводящимися пусковыми установками), двумя ЗРК «Шторм», новой, более совершенной РЛС обнаружения воздушных целей и ГАС «Титан-2» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Главные размерения и вооружение сохранялись по откорректированному проекту 1134, а водоизмещение возросло примерно на 300 тонн.
Корабли строились в Ленинграде на заводе имени А.А.Жданова. Головной корабль проекта 1134 «Адмирал Зозуля» был заложен 26 июля 1964 года и передан ВМФ 8 октября 1967 года, а четвёртый корабль – в 1969 году. В 1977 году все большие противолодочные корабли проекта 1134 были переклассифицированы в ракетные крейсера. Заложенный 30 ноября 1966 года головной большой противолодочный корабль проекта 1134А «Кронштадт» вступил в строй 29 декабря 1969 года, а последний, десятый корабль этой серии – в 1977 году.
Одновременно с созданием кораблей с котлотурбинными установками проекта 1134 и 1134А, ЦКБ-53 в соответствии с утверждённым в октябре 1964 года ТТЗ проекта 61бис-61А вело разработку корабля ПЛО-ПВО с газотурбинной установкой.
После рассмотрения эскизного проекта 61А в апреле 1966 года, Минсудпром и ВМФ утвердили основные элементы корабля ПЛО-ПВО (в дальнейшем большой противолодочный корабль) для разработки Северным ПКБ (ранее ЦКБ-53) технического проекта 1134Б (главный конструктор В.Ф.Аникиев, затем А.К.Перьков)
На новом корабле при том же составе средств ПЛО и гидроакустики, что и на корабле проекта 1134А, предусматривались более мощные огневые средства ПВО за счёт дополнительной установки двух ЗРК самообороны «Оса-М» и замены 57-мм артустановок АК-725 на 76-мм АК-726. Энергетическая установка принималась в виде двух многомашинных газотурбинных агрегатов с маршевыми двигателями для обеспечения повышенной экономичности при малых загрузках.
В техническом проекте корабля 1134Б стандартное водоизмещение определялось в 6200 тонн, а скорость полного хода 32-33 узла. После рассмотрения технического проекта в состав вооружения корабля решили включить буксируемую ГАС «Вега» и четыре 30-мм зенитных автомата АК-630, за счёт чего водоизмещение увеличилось на 500 тонн, а скорость полного хода снизилась до 32 узлов.
Постройку корабля проекта 1134Б вёл завод им. 61 коммунара (ранее завод 445). Головной корабль «Николаев» был заложен 25 июня 1968 года и переда флоту 31 декабря 1971 года, а последний седьмой корабль серии вошёл в строй в декабре 1979 года.
В ходе строительства один из кораблей серии («Азов») был переоборудован по проекту 1134БФ для проведения испытаний опытного образца универсального многоканального ЗРК С-300Ф. С него сняли кормовой ЗРК «Шторм» и заменили пятитрубные торпедные аппараты на двухтрубные. Корабль сдали ВМФ в декабре 1975 года.
В связи с моральным устареванием кораблей проекта 1134Б во второй половине 80-х г.г. разработали проекты их модернизации. Предполагалось оснащение их ПКРК, а также совершенствование средств ПВО и ПЛО, однако, из-за прекращения финансирования эти проекты не были реализованы.

 
Видео:

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.