РСЗО БМ-21 «Град» и модификации

НАЗНАЧЕНИЕ

Предназначена для поражения живой силы, небронированных и легкобронированных целей противника, решения других задач в различных условиях боевой обстановки.

ИСТОРИЯ

Ис­то­рия вто­ро­го по­ко­ле­ния со­вет­ских РСЗО на­чи­на­ет­ся в се­ре­ди­не 50-х го­дов, ко­гда по­тре­бо­ва­лось соз­дать ди­ви­зи­он­ную сис­те­му зал­по­во­го ог­ня с даль­но­стью стрель­бы не ме­нее 20 км, пред­на­зна­чен­ную для по­ра­же­ния жи­вой си­лы и не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки в бли­жай­шей так­ти­че­ской глу­би­не обо­ро­ны про­тив­ни­ка.

РСЗО «Град» раз­ра­ба­ты­ва­лась для за­ме­ны сис­тем ти­па БМ-14 со 140-мм ре­ак­тив­ны­ми сна­ря­да­ми ти­па М-14 пер­во­го по­сле­во­ен­но­го по­ко­ле­ния. Пер­во­на­чаль­но, в 1957 г., ра­бо­ты по но­вой по­ле­вой ре­ак­тив­ной сис­те­ме ГРАУ по­ру­чи­ло сверд­лов­ско­му СКБ-203 (глав­ный кон­ст­рук­тор А.И. Яс­кин). РСЗО раз­ра­ба­ты­ва­лась под не по­лу­чив­шие к то­му вре­ме­ни даль­ней­ше­го про­дол­же­ния не­управ­ляе­мые зе­нит­ные ре­ак­тив­ные сна­ря­ды ти­па «Стриж» («Во­рон»). По так­ти­ко-тех­ни­че­ско­му за­да­нию (ТТЗ) на бое­вой ма­ши­не пред­по­ла­га­лось раз­мес­тить 30 на­прав­ляю­щих для РС. За­да­ние не бы­ло вы­пол­не­но, так как из-за осо­бен­но­стей кон­ст­рук­ции ра­кет и ог­ра­ни­че­ний по же­лез­но­до­рож­ным га­ба­ри­там на БМ раз­ме­ща­лось все­го 12-16 на­прав­ляю­щих.

В СКБ-203 по­ня­ли, что для вы­пол­не­ния ТТЗ не­об­хо­ди­мо до­ра­бо­тать ра­ке­ту (в ча­ст­но­сти, для умень­ше­ния га­ба­ри­тов сна­ря­да и уве­ли­че­ния чис­ла на­прав­ляю­щих сде­лать хво­сто­вые ста­би­ли­за­то­ры склад­ны­ми). Эта ра­бо­та бы­ла по­ру­че­на кон­ст­рук­то­ру В.В. Ва­то­ли­ну, хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ше­му се­бя при раз­ра­бот­ке БМ-14-17. Бы­ло пред­ло­же­но сде­лать ста­би­ли­за­то­ры не про­сто склад­ны­ми, но и изо­гну­ты­ми по ци­лин­д­ри­че­ской по­верх­но­сти, впи­сав их в ка­либр 122 мм. В этом слу­чае на­прав­ляю­щие мож­но бы­ло сде­лать труб­ча­ты­ми, как в БМ-14-17.

Эс­киз­ная про­ра­бот­ка бое­вой ма­ши­ны с но­вым ва­ри­ан­том ра­ке­ты по­ка­за­ла, что в этом слу­чае мож­но бы­ло вы­пол­нить ТТЗ и раз­мес­тить 30 на­прав­ляю­щих. Для даль­ней­ше­го про­дол­же­ния ра­бот по ре­ак­тив­ной сис­те­ме тре­бо­ва­лось най­ти раз­ра­бот­чи­ка ра­ке­ты. СКБ-203 про­ве­ло по­иск со­ис­пол­ни­те­лей. Че­ля­бин­ский ар­тил­ле­рий­ский за­вод №66 и сверд­лов­ский за­вод №8 им. М.И. Ка­ли­ни­на от­ка­за­лись. К раз­ра­бот­ке сна­ря­да уда­лось при­влечь НИИ-147, до это­го не имев­ший опы­та та­кой ра­бо­ты. И в 1958 г. в НИИ-147 под ру­ко­во­дством А.Н. Га­ни­че­ва бы­ли на­ча­ты ини­циа­тив­ные ра­бо­ты по раз­ра­бот­ке ре­ак­тив­но­го сна­ря­да. Вско­ре ра­бо­ты бы­ли под­дер­жа­ны Гос­ко­ми­те­том по обо­рон­ной тех­ни­ке (при­каз ГКОТ от 24 фев­ра­ля 1959 г.).

Фак­ти­че­ски ра­бо­ты по ре­ак­тив­но­му сна­ря­ду шли на кон­курс­ной ос­но­ве ме­ж­ду НИИ-147 и НИИ-1, по­след­ний пред­ла­гал до­ра­бо­тан­ный зе­нит­ный ре­ак­тив­ный сна­ряд ти­па «Стриж». По ре­зуль­та­там рас­смот­ре­ния обо­их пред­ло­же­ний ГРАУ при­зна­ло луч­шим сна­ряд НИИ-147. Од­но из пре­иму­ществ за­клю­ча­лось в тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ния кор­пу­сов ре­ак­тив­ных сна­ря­дов. НИИ-1 пред­ла­гал из­го­тов­лять их то­че­ни­ем из тол­сто­стен­ной тру­бы. В НИИ-147 при­ме­ни­ли тех­но­ло­гию из­го­тов­ле­ния ар­тил­ле­рий­ских гильз, из­го­тов­ле­ние кор­пу­са ре­ак­тив­ных сна­ря­дов про­из­во­ди­лось ме­то­дом го­ря­чей вы­тяж­ки.

НИИ-147 был спро­ек­ти­ро­ван сна­ряд со сме­шан­ном сис­те­мой ста­би­ли­за­ции. Он ста­би­ли­зи­ро­вал­ся как хво­сто­вым опе­ре­ни­ем, так и вра­ще­ни­ем. Хо­тя вра­ще­ние про­ис­хо­ди­ло с не­боль­шой ско­ро­стью, со­став­ляв­шей все­го де­сят­ки обо­ро­тов в се­кун­ду, и не соз­да­ва­ло дос­та­точ­но­го ги­ро­ско­пи­че­ско­го эф­фек­та, оно ком­пен­си­ро­ва­ло от­кло­не­ние си­лы тя­ги дви­га­те­ля, что ис­клю­ча­ло важ­ней­шую при­чи­ну рас­сеи­ва­ния сна­ря­дов.

В про­цес­се раз­ра­бот­ки эс­киз­но­го про­ек­та сна­ря­да и пус­ко­вой ус­та­нов­ки раз­ра­бот­чи­ки рас­смат­ри­ва­ли не­сколь­ко ва­ри­ан­тов кон­ст­рук­ции эле­мен­тов ста­би­ли­за­ции и со­от­вет­ст­вен­но кон­ст­рук­ции пус­ко­вых на­прав­ляю­щих. Это долж­ны бы­ли быть, или по­сто­ян­но же­ст­ко за­кре­п­лен­ное на кор­пу­се хво­сто­вое опе­ре­ние и кар­кас­ные на­прав­ляю­щие, ли­бо рас­кры­ваю­щее­ся при вы­хо­де с на­прав­ляю­щих хво­сто­вое опе­ре­ние и труб­ча­тые на­прав­ляю­щие.

Счи­та­лось, что при рас­кры­ваю­щих­ся аэ­ро­ди­на­ми­че­ских на­прав­ляю­щих ста­би­ли­за­ция по­ле­та бу­дет ху­же из-за не­из­беж­ных за­зо­ров в их шар­ни­рах. Это вы­зы­ва­ло бы виб­ра­цию ста­би­ли­за­то­ров в по­ле­те и сни­же­ние об­шей на­деж­но­сти ре­ак­тив­но­го сна­ря­да. Же­ст­ко за­кре­п­лен­ные ста­би­ли­за­то­ры не име­ли по­доб­ных не­дос­тат­ков, од­на­ко на­прав­ляю­щие для них за­ни­ма­ли го­раз­до боль­ше мес­та (по срав­не­нию с труб­ча­ты­ми на­прав­ляю­щи­ми для сна­ря­дов со скла­ды­ваю­щи­ми­ся ста­би­ли­за­то­ра­ми) и раз­мес­тить их на бое­вой ма­ши­не уда­ва­лось в зна­чи­тель­но мень­шем ко­ли­че­ст­ве. По­это­му для экс­пе­ри­мен­таль­ной про­вер­ки влия­ния кон­ст­рук­ции ста­би­ли­за­то­ров на точ­ность PC бы­ли из­го­тов­ле­ны ма­кет­ные об­раз­цы обо­их ти­пов сна­ря­дов, а на ба­зе ма­ши­ны М-14 — два ва­ри­ан­та на­прав­ляю­щих. Ре­зуль­та­ты кон­троль­ных стрельб, про­ве­ден­ных на ниж­не­та­гиль­ском по­ли­го­не «Ста­ра­тель» не вы­яви­ли осо­бых пре­иму­ществ сна­ря­дов с же­ст­ко за­кре­п­лен­ны­ми ста­би­ли­за­то­ра­ми. В ре­зуль­та­те из-за яв­ных ком­по­но­воч­ных пре­иму­ществ в ре­ак­тив­ном сна­ря­де «Град» впер­вые на оте­че­ст­вен­ных ре­ак­тив­ных сна­ря­дах сис­тем зал­по­во­го ог­ня бы­ло при­ме­не­но рас­кры­вае­мое при стар­те опе­ре­ние из че­ты­рех изо­гну­тых ло­па­стей, в сло­жен­ном по­ло­же­нии (они за­кре­п­ля­лись спе­ци­аль­ным коль­цом) плот­но при­ле­гаю­щих к ци­лин­д­ри­че­ской по­верх­но­сти хво­сто­во­го от­се­ка и не вы­хо­дя­щих за га­ба­ри­ты сна­ря­да. В ре­зуль­та­те А.Н. Га­ни­че­ву уда­лось по­лу­чим, очень ком­пакт­ную ра­ке­ту, хо­ро­шо впи­сы­ваю­щую­ся в труб­ча­тую на­прав­ляю­щую со спи­раль­ным же­ло­бом для пер­во­на­чаль­ной за­крут­ки ра­ке­ты. В по­ле­те, по­сле схо­да с на­прав­ляю­щей, ста­би­ли­за­ция сна­ря­да обес­пе­чи­ва­ет­ся как с по­мо­щью ста­би­ли­за­то­ра, так и за счет вра­ще­ния сна­ря­да во­круг его про­доль­ной осн. На­чаль­ное вра­ще­ние, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия ве­ду­ще­го штиф­та сна­ря­да и вин­то­во­го П-об­раз­но­го па­за на­прав­ляю­щей, под­дер­жи­ва­ет­ся в по­ле­те с по­мо­щью ло­па­стей ста­би­ли­за­то­ра, рас­по­ло­жен­ных под уг­лом 1° к про­доль­ной оси сна­ря­да. Та­кая сис­те­ма ста­би­ли­за­ции ока­за­лась близ­кой к оп­ти­маль­ной. В со­че­та­нии с мощ­ным дви­га­те­лем из од­но­ша­шеч­но­го тол­сто­свод­но­го по­ро­хо­во­го за­ря­да уда­лось дос­тичь за­дан­ной даль­но­сти стрель­бы — 20км.

Та­ким об­ра­зом, кол­лек­ти­ву кон­ст­рук­то­ров под ру­ко­во­дством А.Н. Га­ни­че­ва уда­лось при боль­шом уд­ли­не­нии опе­рен­но­го ре­ак­тив­но­го сна­ря­да по по­пе­реч­ным га­ба­ри­там не вый­ти за пре­де­лы его диа­мет­ра, что ра­нее уда­ва­лось толь­ко в сна­ря­дах тур­бо­ре­ак­тив­ной кон­ст­рук­ции. Тем са­мым им уда­лось удач­но со­вмес­тить дос­то­ин­ст­ва обе­их ос­нов­ных схем, при­ме­няв­ших­ся в ре­ак­тив­ных сис­те­мах зал­по­во­го ог­ня. Читать далее