Ну как же без видео, Реактивная система залпового огня БМ-21 «Град»:
ГРАД БМ-21. Чудовище для пехоты
РСЗО БМ-21 «Град»
НАЗНАЧЕНИЕ
Предназначена для поражения живой силы, небронированных и легкобронированных целей противника, решения других задач в различных условиях боевой обстановки.
ИСТОРИЯ
История второго поколения советских РСЗО начинается в середине 50-х годов, когда потребовалось создать дивизионную систему залпового огня с дальностью стрельбы не менее 20 км, предназначенную для поражения живой силы и небронированной техники в ближайшей тактической глубине обороны противника.
РСЗО «Град» разрабатывалась для замены систем типа БМ-14 со 140-мм реактивными снарядами типа М-14 первого послевоенного поколения. Первоначально, в 1957 г., работы по новой полевой реактивной системе ГРАУ поручило свердловскому СКБ-203 (главный конструктор А.И. Яскин). РСЗО разрабатывалась под не получившие к тому времени дальнейшего продолжения неуправляемые зенитные реактивные снаряды типа «Стриж» («Ворон»). По тактико-техническому заданию (ТТЗ) на боевой машине предполагалось разместить 30 направляющих для РС. Задание не было выполнено, так как из-за особенностей конструкции ракет и ограничений по железнодорожным габаритам на БМ размещалось всего 12-16 направляющих.
В СКБ-203 поняли, что для выполнения ТТЗ необходимо доработать ракету (в частности, для уменьшения габаритов снаряда и увеличения числа направляющих сделать хвостовые стабилизаторы складными). Эта работа была поручена конструктору В.В. Ватолину, хорошо зарекомендовавшему себя при разработке БМ-14-17. Было предложено сделать стабилизаторы не просто складными, но и изогнутыми по цилиндрической поверхности, вписав их в калибр 122 мм. В этом случае направляющие можно было сделать трубчатыми, как в БМ-14-17.
Эскизная проработка боевой машины с новым вариантом ракеты показала, что в этом случае можно было выполнить ТТЗ и разместить 30 направляющих. Для дальнейшего продолжения работ по реактивной системе требовалось найти разработчика ракеты. СКБ-203 провело поиск соисполнителей. Челябинский артиллерийский завод №66 и свердловский завод №8 им. М.И. Калинина отказались. К разработке снаряда удалось привлечь НИИ-147, до этого не имевший опыта такой работы. И в 1958 г. в НИИ-147 под руководством А.Н. Ганичева были начаты инициативные работы по разработке реактивного снаряда. Вскоре работы были поддержаны Госкомитетом по оборонной технике (приказ ГКОТ от 24 февраля 1959 г.).
Фактически работы по реактивному снаряду шли на конкурсной основе между НИИ-147 и НИИ-1, последний предлагал доработанный зенитный реактивный снаряд типа «Стриж». По результатам рассмотрения обоих предложений ГРАУ признало лучшим снаряд НИИ-147. Одно из преимуществ заключалось в технологии изготовления корпусов реактивных снарядов. НИИ-1 предлагал изготовлять их точением из толстостенной трубы. В НИИ-147 применили технологию изготовления артиллерийских гильз, изготовление корпуса реактивных снарядов производилось методом горячей вытяжки.
НИИ-147 был спроектирован снаряд со смешанном системой стабилизации. Он стабилизировался как хвостовым оперением, так и вращением. Хотя вращение происходило с небольшой скоростью, составлявшей всего десятки оборотов в секунду, и не создавало достаточного гироскопического эффекта, оно компенсировало отклонение силы тяги двигателя, что исключало важнейшую причину рассеивания снарядов.
В процессе разработки эскизного проекта снаряда и пусковой установки разработчики рассматривали несколько вариантов конструкции элементов стабилизации и соответственно конструкции пусковых направляющих. Это должны были быть, или постоянно жестко закрепленное на корпусе хвостовое оперение и каркасные направляющие, либо раскрывающееся при выходе с направляющих хвостовое оперение и трубчатые направляющие.
Считалось, что при раскрывающихся аэродинамических направляющих стабилизация полета будет хуже из-за неизбежных зазоров в их шарнирах. Это вызывало бы вибрацию стабилизаторов в полете и снижение обшей надежности реактивного снаряда. Жестко закрепленные стабилизаторы не имели подобных недостатков, однако направляющие для них занимали гораздо больше места (по сравнению с трубчатыми направляющими для снарядов со складывающимися стабилизаторами) и разместить их на боевой машине удавалось в значительно меньшем количестве. Поэтому для экспериментальной проверки влияния конструкции стабилизаторов на точность PC были изготовлены макетные образцы обоих типов снарядов, а на базе машины М-14 — два варианта направляющих. Результаты контрольных стрельб, проведенных на нижнетагильском полигоне «Старатель» не выявили особых преимуществ снарядов с жестко закрепленными стабилизаторами. В результате из-за явных компоновочных преимуществ в реактивном снаряде «Град» впервые на отечественных реактивных снарядах систем залпового огня было применено раскрываемое при старте оперение из четырех изогнутых лопастей, в сложенном положении (они закреплялись специальным кольцом) плотно прилегающих к цилиндрической поверхности хвостового отсека и не выходящих за габариты снаряда. В результате А.Н. Ганичеву удалось получим, очень компактную ракету, хорошо вписывающуюся в трубчатую направляющую со спиральным желобом для первоначальной закрутки ракеты. В полете, после схода с направляющей, стабилизация снаряда обеспечивается как с помощью стабилизатора, так и за счет вращения снаряда вокруг его продольной осн. Начальное вращение, полученное в результате взаимодействия ведущего штифта снаряда и винтового П-образного паза направляющей, поддерживается в полете с помощью лопастей стабилизатора, расположенных под углом 1° к продольной оси снаряда. Такая система стабилизации оказалась близкой к оптимальной. В сочетании с мощным двигателем из одношашечного толстосводного порохового заряда удалось достичь заданной дальности стрельбы — 20км.
Таким образом, коллективу конструкторов под руководством А.Н. Ганичева удалось при большом удлинении оперенного реактивного снаряда по поперечным габаритам не выйти за пределы его диаметра, что ранее удавалось только в снарядах турбореактивной конструкции. Тем самым им удалось удачно совместить достоинства обеих основных схем, применявшихся в реактивных системах залпового огня.
Огневые стендовые испытания двигателей реактивных снарядов были начаты в 1960 г., при этом в рамках заводских испытаний было проведено 53 прожига, государственных — 81.
Вскоре разработка полевой дивизионной реактивной системы, получившей наименование «Град», была официально задана Постановлением Совмина СССР от 30 мая 1960 г. №578-236. Тактико-технические требования (ТТТ) ГРАУ на РСЗО под №0010044 были утверждены 10 октября 1960 г. Головным разработчиком системы был определен НИИ-147. Главным конструктором системы «Град» назначили А.Н. Ганичева.
Основными разработчиками по теме «Град» были следующие предприятия: НИИ-147 — головная организация по РСЗО в целом и разработчик технологии и оборудования для изготовления корпусов реактивных снарядов, НИИ-6 — разработчик твердотопливного заряда и двигателя, технологии его изготовления, ГСКБ-47 — разработчик снаряжения боевой части, СКБ-203 — разработчик пусковой установки — боевой машины БМ-21.
Одним из основных элементов РСЗО была пусковая установка — боевая машина БМ-21 (индекс ГРАУ 2Б5). В проекте основания установки БМ-21 использовались все решения, отработанные при создании ПУ 9П12 ЗРК «Куб», — форма и конструкция коробки, сваренной из стальных листов. Внутри основания были размещены механизмы наведения. В качестве шасси боевой машины был выбран армейский автомобиль высокой проходимости «Урал-375», он был освоен в серийном производстве на Миасском автомобильном заводе с 1961 г. Автомобиль «Урал-375» был заказан Минобороны СССР и для повышения проходимости имел три моста, все они были ведущими. Первоначально крыша машины была брезентовой. Для боевой машины РСЗО требовалась металлическая крыша. Поэтому СКБ-203 обратилось на Миасский автозавод с предложением о создании для автомобиля цельнометаллической кабины. В дальнейшем (по результатам испытаний машины) были усилены рессоры балансирной тележки и проведены другие конструктивные изменения и доработки. В результате появился автомобиль «Урал-375Д».
В конце 1961 г. были изготовлены две опытные боевые машины БМ-21, тогда же они прошли заводские испытания. В декабре 1961 г. ГРАУ было представлено две БМ и 500 реактивных снарядов. Государственные полигонные испытания РСЗО «Град» начались 1 марта 1962 г. на артиллерийском полигоне Ржевка под Ленинградом. В марте-мае опытные БМ-21 прошли государственные полигонные и войсковые испытания. На них было запланировано произвести 663 выстрела РС и машинам совершить пробег в 10 000 км. Опытная машина тогда еще под индексом 2Б5 прошла 3380 км, на ней произошла поломка лонжерона шасси. Испытания приостановили, вскоре были доставлены новые шасси. На этих машинах также были поломки, в том числе появились прогибы заднего и среднего мостов, произошел изгиб карданного вала. Вскоре все выявленные недостатки конструкции шасси были устранены. После завершения всего комплекса испытаний Постановлением Совета Министров №372-130 от 28 марта 1963 г. «Град» был принят на вооружение. В том же году РСЗО была продемонстрирована в Кубинке председателю Совмина Н.С. Хрущеву.
Постановлением СМ СССР от 29 января 1964 г. №98-32 «Град» был запущен в серийное производство. Серийный выпуск боевых машин БМ-21 был освоен в 1964 г. на Пермском машзаводе им. В.И.Ленина (завод №172). Уже на ноябрьском военном параде 1964 г. первые серийные БМ-21 прошли по Красной площади. Из-за производственных проблем на Пермском машзаводе они были некомплектны — отсутствовал электропривод артиллерийской части.
В ходе развертывания серийного производства реактивных снарядов была создана автоматическая линия по выпуску топливных зарядов. На ней обеспечивалось автоматическое формирование полузарядов, их перегрузка, контроль геометрии, взвешивание, нанесении маркировки. Упаковка полузарядов в тару велась в полуавтоматическом режиме.
К концу 60-х годов в войсках уже были сотни боевых машин. Только в 1970 г. было изготовлено 646 БМ, в 1971 г. — 497 (из них 124 — на экспорт), в первом полугодии 1972 г. — 255 (60 — на экспорт).
Выпуск этой системы и ее модификаций был налажен также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и ЮАР. В настоящее время БМ-21 находится на вооружении армий более чем 50 стран мира (Абхазия, Азербайджан, Алжир, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бурунди, Вьетнам, Грузия, Демократическая Республика Конго, Египет, Замбия, Индия, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, Кипр, Куба, Македония, Мали, Марокко, Мозамбик, Монголия, Намибия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Танзания, Украина, Финляндия, Центрально-Африканская Республика, Шри-Ланка, Эквадор, Эфиопия). На данный момент в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется около 5000 РСЗО БМ-21 и около 3000 — в армиях других стран.
СОСТАВ:
Система залпового огня БМ-21 состоит из пусковой установки, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины 9Т254 на базе «ЗиЛ-131″. При стрельбе в составе батареи, подготовка данных для стрельбы РСЗО БМ-21 осуществляется в машине управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.
Боевая машина БМ-21 состоит из артиллерийской части, смонтированной на корме автомобильного шасси «Урал-375Д». Артиллерийская часть — пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании, с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Длина направляющих — 3 м, внутренний диаметр гладкого канала ствола составляет 122,4 мм. Направляющие скомпонованы в четыре ряда по десять труб в каждом. Пакет направляющих наводится в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо). Наведение может осуществляться как с помощью электропривода, так и вручную. Заряжание направляющих проводится вручную, передвижение машины может осуществляться с заряженными снарядами.
В качестве транспортно-заряжающей машины используется автомобиль ЗИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37 (на каждом стеллаже по 20 снарядов).
Огонь может вестись одиночными выстрелами и залпом. Продолжительность полного залпа — 20 секунд. Время перевода из походного положения в боевое — 3,5 минуты (при заранее заряженных направляющих).
При стрельбе выход снарядов из направляющих проходит последовательно и управляется бортовой автоматикой. Благодаря этому раскачивание пусковой установки сведено до минимума, что позволило отказаться от установки гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием механизма отключения рессор во время стрельбы.
Изначально для «Града» был разработан только один осколочно-фугасный снаряд 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210). Длина снаряда 2870 мм, вес 66,4 кг. Головная часть весом 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. Снаряд 9М22 оснащался головными взрывателями ударного действия с дальним взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на мгновенное действие, на малое замедление и на большое замедление. Максимальная дальность стрельбы 9М22 — 20,4 км, минимальная — 1600. Скорость схода снаряда с направляющих составляет 50 м/с, максимальная скорость полета — 715 м/с.
Для улучшения кучности при стрельбе на дистанции от 12 до 15,9 км на снаряд 9М22 надевается малое тормозное кольцо, а при стрельбе до 12 км — большое тормозное кольцо.
Максимальная дальность стрельбы снарядом БМ-210Ф составляет 20,75 км. Одним залпом (40 снарядов) обеспечивается поражение открыто расположенной живой силы на площади 1046 кв. м, небронированной техники — на площади: 840 кв.м.
ТИПЫ СНАРЯДОВ:
Реактивный осколочно-фугасный снаряд М-210Ф (9М22У)
Снаряд М-210Ф применяется для стрельбы из БМ-21 и предназначен для подавления живой силы и техники противника и состоит из головной части, ракетной части и
взрывателя МРВ-У и МРВ.
Головная часть снаряда предназначена для поражения живой силы и техники противника и состоит из корпуса с запрессованными в него двумя втулками из рифленого металлического листа и разрывного заряда с детонаторной шашкой. На оживальной части корпуса имеется цилиндрическая проточка, на которую надевается тормозное кольцо с пружиной (большое или малое). Малое тормозное кольцо применяется для улучшения кучности стрельбы на дальности от 12 до
15,9 км и большое — на дальности менее 12 км.
Ракетная часть предназначена для сообщения снаряду поступательного движения и доставки головной части к цели и состоит из порохового заряда и корпуса ракетной части. Заряд размещен в корпусе ракетной части и представляет собой две цилиндрические пороховые шашки.
Взрыватели МРВ-У и МРВ головные, ударного действия с дальним взведением после прекращения работы ракетной части у взрывателя МРВ-У и на расстоянии 150-450 м от БМ у взрывателя МРВ, предназначены для сообщения начального импульса разрывному заряду головной части снаряда при встрече их с преградой.
Взрыватели имеют три установки:
1) на мгновенное действие — «О» (заводская установка);
2) на фугасное действие с малым замедлением — «М»;
3) на фугасное действие с большим замедлением — «Б».
Масса головной части — 18,4 кг. Длина — 2870 мм. Количество осколков: заданного дробления (массой 2,4 г) — 1640; от корпуса (средней массой 2,9 г) — 2280. Дальность стрельбы до 20,1 км.
Реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф
Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.
Масса — 56,5 кг, масса головной части — 21 кг. Длина — 2270 мм. Количество осколков: готовых (массой 5,5 г) — 1000; от корпуса (средней массой 3,0 г) — 2440. Дальность стрельбы — до 15 км.
Реактивный снаряд 9М521 с осколочно-фугасной головной частью повышенной мощности
Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.
Масса — 66 кг, масса головной части — 21 кг. Длина — 2840 мм. Дальность стрельбы — до 40 км. Количество осколков: готовых (массой 5,5 г) — 1000; от корпуса (средней массой 3,0 г) — 2440.
Реактивный снаряд 9М522 с отделяемой осколочно-фугасной боевой частью
Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.
Масса — 70, масса головной части — 25 кг. Длина — 3037 мм. Дальность стрельбы — до 37,5 км. Количество осколков: готовых массой 0,78 г — 1800; готовых массой 5,5 г — 690; от корпуса (средней массой 7,5 г) — 1210.
Реактивный снаряд 9М217 с самоприцеливающимися боевыми элементами
Предназначен для поражения бронированной техники (танки, БМП, БТР, САУ).
Масса — 70 кг, масса головной части — 25. Длина — 3037 мм. Дальность стрельбы — до 30 км. Количество СПБЭ — 2. Бронепробиваемость (гомогенная броня под углом 30° от нормали с расстояния 100 м) — 60-70 мм.
Реактивный снаряд 9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами
Предназначен для поражения легкобронированной техники (БМП, БТР, САУ), живой силы, самолетов и вертолетов на стоянках.
Масса — 70 кг, масса головной части — 25 кг. Количество КОБЭ — 45. Длина — 3037 мм. Дальность стрельбы — до 30 км. Толщина пробиваемой гомогенной брони — 100..120 мм.
Реактивный снаряд 9М28К для постановки противотанковых минных заграждений
Предназначен для дистанционной установки минных полей как перед подразделениями боевой техники противника, находящимися на рубеже атаки, так и в районах их сосредоточения. Имеет кассетную головную часть с противотанковыми минами ПТМ-3.
Масса — 57,7 кг, масса головной части — 22,8 кг. Длина — 3019 мм. Количество мин — 3. Масса мины — 5 кг. Масса взрывчатого вещества — 1,85 кг. Время самоликвидации — 16..24 часа. Дальность стрельбы — до 13,4 км.
Реактивный снаряд 9М16 для постановки противопехотных минных заграждений
Предназначен для дистанционного минирования местности. Имеет кассетную головную часть с противопехотными минами ПОМ-2.
Масса — 56,4 кг, масса головной части — 21,6 кг. Длина — 3019 мм. Дальность стрельбы — 13,4 км. Количество мин — 5.Площадь рассеивания мин от залпа одной боевой машины -250 кв.м.
Реактивный снаряд 9М43 с дымокурящей головной частью для постановки дымовых завес
Предназначен для постановки и поддержания маскирующих и ослепляющих завес перед боевыми порядками противника и своих войск с целью снижения эффективности огневого воздействия противника и проведения скрытой атаки танков или мотострелковых подразделений.
Масса — 66 кг, масса головной части — 20,2 кг. Длина — 2950 мм. Дальность стрельбы — до 20,2 км. Количество дымокурящих элементов — 5. Масса дымообразователя в элементе — 0,8 кг.
Реактивный снаряд 9М519 для КВ и УКВ-радиопомех
Предназначен для создания помех КВ и УКВ-диапазонов радиосвязи с целью дезорганизации системы управления противника в тактическом звене путем подавления линий радиосвязи, пунктов управления войсками и оружием, наземных пунктов обработки информации.
Комплект 9М519, состоящий из 8 снарядов с одинаковыми массогабаритными и динамическими характеристиками подавляет радиосредства, работающие в диапазоне частот от 1,5 до 120 МГц.
Масса — 66 кг, масса головной части — 18,4 кг. Длина — 3025 мм. Дальность стрельбы — до 18,5 км. Технические характеристики передатчика помех (ПП) Р-032: вид и тип помехи — заградительная, шумовая; время непрерывной работы — 60 мин, радиус действия — 700 м.
Реактивный осколочно-химический снаряд 9М23
Снаряжается 3,11 кг химического вещества Р-35 или 2,83 кг химического вещества Р-33. Кроме того, в боевой части снаряда находится 1,8 кг взрывчатого вещества при снаряжении веществом «Р-35″ или 1,39 кг при снаряжении веществом «Р-33″.
Снаряд 9М23 снабжается механическим взрывателем МРВ (9Э210) и радиолокационным взрывателем 9Э310, который срабатывает на заранее заданной высоте от поверхности (1,6-30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивает зону поражения осколками и отравляющим веществом. 9М23 дает 760 осколков со средним весом 14,7 г. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем — до 18,8 км.
Реактивный агитационный снаряд 9М28Д
Реактивный зажигательный снаряд 9М22С
МОДИФИКАЦИИ и ВАРИАНТЫ:
Полевая реактивная система М-21 стала базовой для ряда других российских систем для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм: «9К59 Прима», «9К54 Град-В», «Град-ВД», «Легкая переносная реактивная система Град-П», 22-хствольная корабельная «А-215 Град-М», «9К55 Град-1», БМ-21ПД «Дамба».
A также ряда иностранных систем, включая «RM-70», «RM-70/85», «RM-70/85М», «APRA», «PRL111», «PRL113», «Type 81», «Type 83», «Type 84», «Type 89», «Type 90», «Type 90A», «Type 90B», «BM-11», «HADID», «Lynx» (Naiza, «Найза»), «Modular», «WP40 Langusta», «Град-1А БелГрад».
9К51 «Град» — базовый вариант на базе «Урал-375Д».
9К51-1 «Град» — усовершенствованный вариант на базе Урал-4320.
2Б26 «Град» — усовершенствованный вариант на базе КамАЗ-43105.
9К51М «Торнадо-Г» — модернизированный вариант с боевой машиной 2Б17-1/2Б17М и новыми НУРС с увеличенной максимальной дальностью стрельбы до 40 км.
9К54 «Град-В» — представляет собой десантируемую (облегчённую) модификацию с боевой машиной 9П125 с 12-ю направляющими и транспортной машиной с комплектом унифицированных стеллажей 9Ф37В на базе грузового автомобиля ГАЗ-66В для ВДВ.
«Град-ВД» — представляет собой гусеничный вариант системы «Град-В» с боевой машиной БМ-21ВД с 12-ю направляющими и транспортно-заряжающей машиной на базе бронетранспортёра БТР-Д. Пусковая установка размещалась на шасси, созданном на базе боевой машины десанта БМД-1.
9К55 «Град-1» — представляет собой модификацию системы «Град» с боевой машиной 9П138 с 36 направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т450 на базе грузового автомобиля ЗИЛ-131 для полковой артиллерии (а не для дивизионной), например, для морской пехоты.
9К55-1 «Град-1» — представляет собой гусеничный вариант системы «Град-1» с боевой машиной 9П139 на базе шасси самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» с 36 направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на базе многоцелевого тягача МТ-ЛБу.
9К59 «Прима» — представляет собой модификацию системы «Град» повышенной огневой мощи. В состав системы входят боевая машина 9А51 с 50 направляющими и транспортно-заряжающая машина 9Т232М на базе грузового автомобиля Урал 4320.
БМ-21ПД «Дамба» — РСЗО для борьбы с малыми подводными лодками и морскими диверсантами, для защиты ВМБ и морской границы. Создана в 80 гг. как модифицированный вариант БМ-21 в составе БМ-21ПД, транспортной машины 95ТМ и НУРС ПРС-60;
9К510 «Иллюминация» — РСЗО для стрельбы осветительными снарядами.
РСЗО «Град-1А» (БелГрад) — представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной БМ-21А на базе грузового автомобиля МАЗ-6317-05.
ZCRS-122 — грузинский вариант системы «Град» с боевой машиной БМ-21 на базе украинского грузового автомобиля КрАЗ-6322.
Украинская модификация БМ-21К
БМ-21К создана методом модернизации советской БМ-21 «Град» и собрана из деталей отечественного производства.
БМ-21К стала первой национальной реактивной системой залпового огня. Система создана государственным предприятием 100-й ХАРЗ совместно с КБ им. Морозова. Робота по созданию БМ-21К началась в 2001 году. Устаревшая советская автомобильная база УРАЛ-375 была заменена на украинскую КРАЗ-260 с 4-х дверной кабиной повышенного комфорта. Существует три модификации: на шасси с одинарной, полуторной и двойной кабиной БМ-21У.
В декабре 2008 года на государственном уровне было принято решение относительно изготовления и проведения заводских испытаний в Харькове.
Мощность двигателя БМ-21К, по сравнению с «Урал-375Д», возросла на 60 л.с. и составляет 240 л.с. Запас хода увеличился с 400 до 500 км. Дальность поражения целей увеличена с 20 до 40 км, применена новая система быстрой перезарядки, возможность ведения точного огня с максимальным отклонением 90 метров на расстоянии 40 км. БМ-21К оборудована спутниковой системой наблюдения и наведения на цель.
ОСНОВНЫЕ ТТХ:
Калибр, мм 122
Длина ракеты, мм 2870
Полный вес (в зависимости от БЧ) , кг 56,4-66
Вес БЧ, кг 6,4
Вес БМ, кг 13700
Дальность стрельбы минимальная, м 5000
Дальность стрельбы максимальная, м 20380
Точность(рассеивание), м 90
Количество направляющих 40
Перевод системы из походного положения в боевое, мин. 3,5
Мощность двигателя 180 л.с.
Максимальная скорость км/час (по шоссе) 85
Запас хода, км 1040
Колесная формула 6х6
Клиренс, мм 400
Год принятия на вооружение 1963