БМ-21 «Град»

Ну как же без видео, Реактивная система залпового огня БМ-21 «Град»:

ГРАД БМ-21. Чудовище для пехоты

РСЗО БМ-21 «Град»

НАЗНАЧЕНИЕ

Предназначена для поражения живой силы, небронированных и легкобронированных целей противника, решения других задач в различных условиях боевой обстановки.

РСЗО БМ-21 «Град»

ИСТОРИЯ

Ис­то­рия вто­ро­го по­ко­ле­ния со­вет­ских РСЗО на­чи­на­ет­ся в се­ре­ди­не 50-х го­дов, ко­гда по­тре­бо­ва­лось соз­дать ди­ви­зи­он­ную сис­те­му зал­по­во­го ог­ня с даль­но­стью стрель­бы не ме­нее 20 км, пред­на­зна­чен­ную для по­ра­же­ния жи­вой си­лы и не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки в бли­жай­шей так­ти­че­ской глу­би­не обо­ро­ны про­тив­ни­ка.

РСЗО «Град» раз­ра­ба­ты­ва­лась для за­ме­ны сис­тем ти­па БМ-14 со 140-мм ре­ак­тив­ны­ми сна­ря­да­ми ти­па М-14 пер­во­го по­сле­во­ен­но­го по­ко­ле­ния. Пер­во­на­чаль­но, в 1957 г., ра­бо­ты по но­вой по­ле­вой ре­ак­тив­ной сис­те­ме ГРАУ по­ру­чи­ло сверд­лов­ско­му СКБ-203 (глав­ный кон­ст­рук­тор А.И. Яс­кин). РСЗО раз­ра­ба­ты­ва­лась под не по­лу­чив­шие к то­му вре­ме­ни даль­ней­ше­го про­дол­же­ния не­управ­ляе­мые зе­нит­ные ре­ак­тив­ные сна­ря­ды ти­па «Стриж» («Во­рон»). По так­ти­ко-тех­ни­че­ско­му за­да­нию (ТТЗ) на бое­вой ма­ши­не пред­по­ла­га­лось раз­мес­тить 30 на­прав­ляю­щих для РС. За­да­ние не бы­ло вы­пол­не­но, так как из-за осо­бен­но­стей кон­ст­рук­ции ра­кет и ог­ра­ни­че­ний по же­лез­но­до­рож­ным га­ба­ри­там на БМ раз­ме­ща­лось все­го 12-16 на­прав­ляю­щих.

В СКБ-203 по­ня­ли, что для вы­пол­не­ния ТТЗ не­об­хо­ди­мо до­ра­бо­тать ра­ке­ту (в ча­ст­но­сти, для умень­ше­ния га­ба­ри­тов сна­ря­да и уве­ли­че­ния чис­ла на­прав­ляю­щих сде­лать хво­сто­вые ста­би­ли­за­то­ры склад­ны­ми). Эта ра­бо­та бы­ла по­ру­че­на кон­ст­рук­то­ру В.В. Ва­то­ли­ну, хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ше­му се­бя при раз­ра­бот­ке БМ-14-17. Бы­ло пред­ло­же­но сде­лать ста­би­ли­за­то­ры не про­сто склад­ны­ми, но и изо­гну­ты­ми по ци­лин­д­ри­че­ской по­верх­но­сти, впи­сав их в ка­либр 122 мм. В этом слу­чае на­прав­ляю­щие мож­но бы­ло сде­лать труб­ча­ты­ми, как в БМ-14-17.

Эс­киз­ная про­ра­бот­ка бое­вой ма­ши­ны с но­вым ва­ри­ан­том ра­ке­ты по­ка­за­ла, что в этом слу­чае мож­но бы­ло вы­пол­нить ТТЗ и раз­мес­тить 30 на­прав­ляю­щих. Для даль­ней­ше­го про­дол­же­ния ра­бот по ре­ак­тив­ной сис­те­ме тре­бо­ва­лось най­ти раз­ра­бот­чи­ка ра­ке­ты. СКБ-203 про­ве­ло по­иск со­ис­пол­ни­те­лей. Че­ля­бин­ский ар­тил­ле­рий­ский за­вод №66 и сверд­лов­ский за­вод №8 им. М.И. Ка­ли­ни­на от­ка­за­лись. К раз­ра­бот­ке сна­ря­да уда­лось при­влечь НИИ-147, до это­го не имев­ший опы­та та­кой ра­бо­ты. И в 1958 г. в НИИ-147 под ру­ко­во­дством А.Н. Га­ни­че­ва бы­ли на­ча­ты ини­циа­тив­ные ра­бо­ты по раз­ра­бот­ке ре­ак­тив­но­го сна­ря­да. Вско­ре ра­бо­ты бы­ли под­дер­жа­ны Гос­ко­ми­те­том по обо­рон­ной тех­ни­ке (при­каз ГКОТ от 24 фев­ра­ля 1959 г.).

Фак­ти­че­ски ра­бо­ты по ре­ак­тив­но­му сна­ря­ду шли на кон­курс­ной ос­но­ве ме­ж­ду НИИ-147 и НИИ-1, по­след­ний пред­ла­гал до­ра­бо­тан­ный зе­нит­ный ре­ак­тив­ный сна­ряд ти­па «Стриж». По ре­зуль­та­там рас­смот­ре­ния обо­их пред­ло­же­ний ГРАУ при­зна­ло луч­шим сна­ряд НИИ-147. Од­но из пре­иму­ществ за­клю­ча­лось в тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ния кор­пу­сов ре­ак­тив­ных сна­ря­дов. НИИ-1 пред­ла­гал из­го­тов­лять их то­че­ни­ем из тол­сто­стен­ной тру­бы. В НИИ-147 при­ме­ни­ли тех­но­ло­гию из­го­тов­ле­ния ар­тил­ле­рий­ских гильз, из­го­тов­ле­ние кор­пу­са ре­ак­тив­ных сна­ря­дов про­из­во­ди­лось ме­то­дом го­ря­чей вы­тяж­ки.

НИИ-147 был спро­ек­ти­ро­ван сна­ряд со сме­шан­ном сис­те­мой ста­би­ли­за­ции. Он ста­би­ли­зи­ро­вал­ся как хво­сто­вым опе­ре­ни­ем, так и вра­ще­ни­ем. Хо­тя вра­ще­ние про­ис­хо­ди­ло с не­боль­шой ско­ро­стью, со­став­ляв­шей все­го де­сят­ки обо­ро­тов в се­кун­ду, и не соз­да­ва­ло дос­та­точ­но­го ги­ро­ско­пи­че­ско­го эф­фек­та, оно ком­пен­си­ро­ва­ло от­кло­не­ние си­лы тя­ги дви­га­те­ля, что ис­клю­ча­ло важ­ней­шую при­чи­ну рас­сеи­ва­ния сна­ря­дов.

В про­цес­се раз­ра­бот­ки эс­киз­но­го про­ек­та сна­ря­да и пус­ко­вой ус­та­нов­ки раз­ра­бот­чи­ки рас­смат­ри­ва­ли не­сколь­ко ва­ри­ан­тов кон­ст­рук­ции эле­мен­тов ста­би­ли­за­ции и со­от­вет­ст­вен­но кон­ст­рук­ции пус­ко­вых на­прав­ляю­щих. Это долж­ны бы­ли быть, или по­сто­ян­но же­ст­ко за­кре­п­лен­ное на кор­пу­се хво­сто­вое опе­ре­ние и кар­кас­ные на­прав­ляю­щие, ли­бо рас­кры­ваю­щее­ся при вы­хо­де с на­прав­ляю­щих хво­сто­вое опе­ре­ние и труб­ча­тые на­прав­ляю­щие.

Счи­та­лось, что при рас­кры­ваю­щих­ся аэ­ро­ди­на­ми­че­ских на­прав­ляю­щих ста­би­ли­за­ция по­ле­та бу­дет ху­же из-за не­из­беж­ных за­зо­ров в их шар­ни­рах. Это вы­зы­ва­ло бы виб­ра­цию ста­би­ли­за­то­ров в по­ле­те и сни­же­ние об­шей на­деж­но­сти ре­ак­тив­но­го сна­ря­да. Же­ст­ко за­кре­п­лен­ные ста­би­ли­за­то­ры не име­ли по­доб­ных не­дос­тат­ков, од­на­ко на­прав­ляю­щие для них за­ни­ма­ли го­раз­до боль­ше мес­та (по срав­не­нию с труб­ча­ты­ми на­прав­ляю­щи­ми для сна­ря­дов со скла­ды­ваю­щи­ми­ся ста­би­ли­за­то­ра­ми) и раз­мес­тить их на бое­вой ма­ши­не уда­ва­лось в зна­чи­тель­но мень­шем ко­ли­че­ст­ве. По­это­му для экс­пе­ри­мен­таль­ной про­вер­ки влия­ния кон­ст­рук­ции ста­би­ли­за­то­ров на точ­ность PC бы­ли из­го­тов­ле­ны ма­кет­ные об­раз­цы обо­их ти­пов сна­ря­дов, а на ба­зе ма­ши­ны М-14 — два ва­ри­ан­та на­прав­ляю­щих. Ре­зуль­та­ты кон­троль­ных стрельб, про­ве­ден­ных на ниж­не­та­гиль­ском по­ли­го­не «Ста­ра­тель» не вы­яви­ли осо­бых пре­иму­ществ сна­ря­дов с же­ст­ко за­кре­п­лен­ны­ми ста­би­ли­за­то­ра­ми. В ре­зуль­та­те из-за яв­ных ком­по­но­воч­ных пре­иму­ществ в ре­ак­тив­ном сна­ря­де «Град» впер­вые на оте­че­ст­вен­ных ре­ак­тив­ных сна­ря­дах сис­тем зал­по­во­го ог­ня бы­ло при­ме­не­но рас­кры­вае­мое при стар­те опе­ре­ние из че­ты­рех изо­гну­тых ло­па­стей, в сло­жен­ном по­ло­же­нии (они за­кре­п­ля­лись спе­ци­аль­ным коль­цом) плот­но при­ле­гаю­щих к ци­лин­д­ри­че­ской по­верх­но­сти хво­сто­во­го от­се­ка и не вы­хо­дя­щих за га­ба­ри­ты сна­ря­да. В ре­зуль­та­те А.Н. Га­ни­че­ву уда­лось по­лу­чим, очень ком­пакт­ную ра­ке­ту, хо­ро­шо впи­сы­ваю­щую­ся в труб­ча­тую на­прав­ляю­щую со спи­раль­ным же­ло­бом для пер­во­на­чаль­ной за­крут­ки ра­ке­ты. В по­ле­те, по­сле схо­да с на­прав­ляю­щей, ста­би­ли­за­ция сна­ря­да обес­пе­чи­ва­ет­ся как с по­мо­щью ста­би­ли­за­то­ра, так и за счет вра­ще­ния сна­ря­да во­круг его про­доль­ной осн. На­чаль­ное вра­ще­ние, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия ве­ду­ще­го штиф­та сна­ря­да и вин­то­во­го П-об­раз­но­го па­за на­прав­ляю­щей, под­дер­жи­ва­ет­ся в по­ле­те с по­мо­щью ло­па­стей ста­би­ли­за­то­ра, рас­по­ло­жен­ных под уг­лом 1° к про­доль­ной оси сна­ря­да. Та­кая сис­те­ма ста­би­ли­за­ции ока­за­лась близ­кой к оп­ти­маль­ной. В со­че­та­нии с мощ­ным дви­га­те­лем из од­но­ша­шеч­но­го тол­сто­свод­но­го по­ро­хо­во­го за­ря­да уда­лось дос­тичь за­дан­ной даль­но­сти стрель­бы — 20км.

РСЗО БМ-21 «Град»РСЗО БМ-21 «Град»

Та­ким об­ра­зом, кол­лек­ти­ву кон­ст­рук­то­ров под ру­ко­во­дством А.Н. Га­ни­че­ва уда­лось при боль­шом уд­ли­не­нии опе­рен­но­го ре­ак­тив­но­го сна­ря­да по по­пе­реч­ным га­ба­ри­там не вый­ти за пре­де­лы его диа­мет­ра, что ра­нее уда­ва­лось толь­ко в сна­ря­дах тур­бо­ре­ак­тив­ной кон­ст­рук­ции. Тем са­мым им уда­лось удач­но со­вмес­тить дос­то­ин­ст­ва обе­их ос­нов­ных схем, при­ме­няв­ших­ся в ре­ак­тив­ных сис­те­мах зал­по­во­го ог­ня.

Ог­не­вые стен­до­вые ис­пы­та­ния дви­га­те­лей ре­ак­тив­ных сна­ря­дов бы­ли на­ча­ты в 1960 г., при этом в рам­ках за­во­дских ис­пы­та­ний бы­ло про­ве­де­но 53 про­жи­га, го­су­дар­ст­вен­ных — 81.

Вско­ре раз­ра­бот­ка по­ле­вой ди­ви­зи­он­ной ре­ак­тив­ной сис­те­мы, по­лу­чив­шей на­име­но­ва­ние «Град», бы­ла офи­ци­аль­но за­да­на По­ста­нов­ле­ни­ем Сов­ми­на СССР от 30 мая 1960 г. №578-236. Так­ти­ко-тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния (ТТТ) ГРАУ на РСЗО под №0010044 бы­ли ут­вер­жде­ны 10 ок­тяб­ря 1960 г. Го­лов­ным раз­ра­бот­чи­ком сис­те­мы был оп­ре­де­лен НИИ-147. Глав­ным кон­ст­рук­то­ром сис­те­мы «Град» на­зна­чи­ли А.Н. Га­ни­че­ва.

РСЗО БМ-21 «Град»

Ос­нов­ны­ми раз­ра­бот­чи­ка­ми по те­ме «Град» бы­ли сле­дую­щие пред­при­ятия: НИИ-147 — го­лов­ная ор­га­ни­за­ция по РСЗО в це­лом и раз­ра­бот­чик тех­но­ло­гии и обо­ру­до­ва­ния для из­го­тов­ле­ния кор­пу­сов ре­ак­тив­ных сна­ря­дов, НИИ-6 — раз­ра­бот­чик твер­до­то­п­лив­но­го за­ря­да и дви­га­те­ля, тех­но­ло­гии его из­го­тов­ле­ния, ГСКБ-47 — раз­ра­бот­чик сна­ря­же­ния бое­вой час­ти, СКБ-203 — раз­ра­бот­чик пус­ко­вой ус­та­нов­ки — бое­вой ма­ши­ны БМ-21.

Од­ним из ос­нов­ных эле­мен­тов РСЗО бы­ла пус­ко­вая ус­та­нов­ка — бое­вая ма­ши­на БМ-21 (ин­декс ГРАУ 2Б5). В про­ек­те ос­но­ва­ния ус­та­нов­ки БМ-21 ис­поль­зо­ва­лись все ре­ше­ния, от­ра­бо­тан­ные при соз­да­нии ПУ 9П12 ЗРК «Куб», — фор­ма и кон­ст­рук­ция ко­роб­ки, сва­рен­ной из сталь­ных лис­тов. Внут­ри ос­но­ва­ния бы­ли раз­ме­ще­ны ме­ха­низ­мы на­ве­де­ния. В ка­че­ст­ве шас­си бое­вой ма­ши­ны был вы­бран ар­мей­ский ав­то­мо­биль вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти «Урал-375», он был ос­во­ен в се­рий­ном про­из­вод­ст­ве на Ми­ас­ском ав­то­мо­биль­ном за­во­де с 1961 г. Ав­то­мо­биль «Урал-375» был за­ка­зан Мин­обо­ро­ны СССР и для по­вы­ше­ния про­хо­ди­мо­сти имел три мос­та, все они бы­ли ве­ду­щи­ми. Пер­во­на­чаль­но кры­ша ма­ши­ны бы­ла бре­зен­то­вой. Для бое­вой ма­ши­ны РСЗО тре­бо­ва­лась ме­тал­ли­че­ская кры­ша. По­это­му СКБ-203 об­ра­ти­лось на Ми­ас­ский ав­то­за­вод с пред­ло­же­ни­ем о соз­да­нии для ав­то­мо­би­ля цель­но­ме­тал­ли­че­ской ка­би­ны. В даль­ней­шем (по ре­зуль­та­там ис­пы­та­ний ма­ши­ны) бы­ли уси­ле­ны рес­со­ры ба­лан­сир­ной те­леж­ки и про­ве­де­ны дру­гие кон­ст­рук­тив­ные из­ме­не­ния и до­ра­бот­ки. В ре­зуль­та­те поя­вил­ся ав­то­мо­биль «Урал-375Д».

РСЗО БМ-21 «Град»

В кон­це 1961 г. бы­ли из­го­тов­ле­ны две опыт­ные бое­вые ма­ши­ны БМ-21, то­гда же они про­шли за­во­дские ис­пы­та­ния. В де­каб­ре 1961 г. ГРАУ бы­ло пред­став­ле­но две БМ и 500 ре­ак­тив­ных сна­ря­дов. Го­су­дар­ст­вен­ные по­ли­гон­ные ис­пы­та­ния РСЗО «Град» на­ча­лись 1 мар­та 1962 г. на ар­тил­ле­рий­ском по­ли­го­не Ржев­ка под Ле­нин­гра­дом. В мар­те-мае опыт­ные БМ-21 про­шли го­су­дар­ст­вен­ные по­ли­гон­ные и вой­ско­вые ис­пы­та­ния. На них бы­ло за­пла­ни­ро­ва­но про­из­ве­сти 663 вы­стре­ла РС и ма­ши­нам со­вер­шить про­бег в 10 000 км. Опыт­ная ма­ши­на то­гда еще под ин­дек­сом 2Б5 про­шла 3380 км, на ней про­изош­ла по­лом­ка лон­же­ро­на шас­си. Ис­пы­та­ния при­ос­та­но­ви­ли, вско­ре бы­ли дос­тав­ле­ны но­вые шас­си. На этих ма­ши­нах так­же бы­ли по­лом­ки, в том чис­ле поя­ви­лись про­ги­бы зад­не­го и сред­не­го мос­тов, про­изо­шел из­гиб кар­дан­но­го ва­ла. Вско­ре все вы­яв­лен­ные не­дос­тат­ки кон­ст­рук­ции шас­си бы­ли уст­ра­не­ны. По­сле за­вер­ше­ния все­го ком­плек­са ис­пы­та­ний По­ста­нов­ле­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­ст­ров №372-130 от 28 мар­та 1963 г. «Град» был при­нят на воо­ру­же­ние. В том же го­ду РСЗО бы­ла про­де­мон­ст­ри­ро­ва­на в Ку­бин­ке пред­се­да­те­лю Сов­ми­на Н.С. Хру­ще­ву.

По­ста­нов­ле­ни­ем СМ СССР от 29 ян­ва­ря 1964 г. №98-32 «Град» был за­пу­щен в се­рий­ное про­из­вод­ст­во. Се­рий­ный вы­пуск бое­вых ма­шин БМ-21 был ос­во­ен в 1964 г. на Перм­ском маш­за­во­де им. В.И.Ленина (за­вод №172). Уже на но­ябрь­ском во­ен­ном па­ра­де 1964 г. пер­вые се­рий­ные БМ-21 про­шли по Крас­ной пло­ща­ди. Из-за про­из­вод­ст­вен­ных про­блем на Перм­ском маш­за­во­де они бы­ли не­ком­плект­ны — от­сут­ст­во­вал элек­тро­при­вод ар­тил­ле­рий­ской час­ти.

В хо­де раз­вер­ты­ва­ния се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва ре­ак­тив­ных сна­ря­дов бы­ла соз­да­на ав­то­ма­ти­че­ская ли­ния по вы­пус­ку то­п­лив­ных за­ря­дов. На ней обес­пе­чи­ва­лось ав­то­ма­ти­че­ское фор­ми­ро­ва­ние по­лу­за­ря­дов, их пе­ре­груз­ка, кон­троль гео­мет­рии, взве­ши­ва­ние, на­не­се­нии мар­ки­ров­ки. Упа­ков­ка по­лу­за­ря­дов в та­ру ве­лась в по­лу­ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме.

К кон­цу 60-х го­дов в вой­сках уже бы­ли сот­ни бое­вых ма­шин. Толь­ко в 1970 г. бы­ло из­го­тов­ле­но 646 БМ, в 1971 г. — 497 (из них 124 — на экс­порт), в пер­вом по­лу­го­дии 1972 г. — 255 (60 — на экс­порт).

Вы­пуск этой сис­те­мы и ее мо­ди­фи­ка­ций был на­ла­жен так­же в Ки­тае, Егип­те, Ира­ке, Ира­не, Ру­мы­нии и ЮАР. В на­стоя­щее вре­мя БМ-21 на­хо­дит­ся на воо­ру­же­нии ар­мий бо­лее чем 50 стран ми­ра (Аб­ха­зия, Азер­бай­джан, Ал­жир, Ан­го­ла, Ар­ме­ния, Аф­га­ни­стан, Бе­ло­рус­сия, Бол­га­рия, Бос­ния и Гер­це­го­ви­на, Бу­рун­ди, Вьет­нам, Гру­зия, Де­мо­кра­ти­че­ская Рес­пуб­ли­ка Кон­го, Еги­пет, Зам­бия, Ин­дия, Ирак, Иран, Йе­мен, Ка­зах­стан, Кипр, Ку­ба, Ма­ке­до­ния, Ма­ли, Ма­рок­ко, Мо­зам­бик, Мон­го­лия, На­ми­бия, Ни­ге­рия, Ни­ка­ра­гуа, Па­ки­стан, Пе­ру, Поль­ша, Тан­за­ния, Ук­раи­на, Фин­лян­дия, Цен­траль­но-Аф­ри­кан­ская Рес­пуб­ли­ка, Шри-Лан­ка, Эк­ва­дор, Эфио­пия). На дан­ный мо­мент в Воо­ру­жен­ных Си­лах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции име­ет­ся око­ло 5000 РСЗО БМ-21 и око­ло 3000 — в ар­ми­ях дру­гих стран.

СОСТАВ:

Система залпового огня БМ-21 состоит из пусковой установки, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины 9Т254 на базе «ЗиЛ-131″. При стрельбе в составе батареи, подготовка данных для стрельбы РСЗО БМ-21 осуществляется в машине управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.

1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66Боевая машина БМ-21 состоит из артиллерийской части, смонтированной на корме автомобильного шасси «Урал-375Д». Артиллерийская часть — пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании, с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Длина направляющих — 3 м, внутренний диаметр гладкого канала ствола составляет 122,4 мм. Направляющие скомпонованы в четыре ряда по десять труб в каждом. Пакет направляющих наводится в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо). Наведение может осуществляться как с помощью электропривода, так и вручную. Заряжание направляющих проводится вручную, передвижение машины может осуществляться с заряженными снарядами.
В качестве транспортно-заряжающей машины используется автомобиль ЗИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37 (на каждом стеллаже по 20 снарядов).

ИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37
Огонь может вестись одиночными выстрелами и залпом. Продолжительность полного залпа — 20 секунд. Время перевода из походного положения в боевое — 3,5 минуты (при заранее заряженных направляющих).
При стрельбе выход снарядов из направляющих проходит последовательно и управляется бортовой автоматикой. Благодаря этому раскачивание пусковой установки сведено до минимума, что позволило отказаться от установки гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием механизма отключения рессор во время стрельбы.
Изначально для «Града» был разработан только один осколочно-фугасный снаряд 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210). Длина снаряда 2870 мм, вес 66,4 кг. Головная часть весом 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. Снаряд 9М22 оснащался головными взрывателями ударного действия с дальним взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на мгновенное действие, на малое замедление и на большое замедление. Максимальная дальность стрельбы 9М22 — 20,4 км, минимальная — 1600. Скорость схода снаряда с направляющих составляет 50 м/с, максимальная скорость полета — 715 м/с.
Для улучшения кучности при стрельбе на дистанции от 12 до 15,9 км на снаряд 9М22 надевается малое тормозное кольцо, а при стрельбе до 12 км — большое тормозное кольцо.
Максимальная дальность стрельбы снарядом БМ-210Ф составляет 20,75 км. Одним залпом (40 снарядов) обеспечивается поражение открыто расположенной живой силы на площади 1046 кв. м, небронированной техники — на площади: 840 кв.м.

БМ-210Ф

ТИПЫ СНАРЯДОВ:

Реактивный осколочно-фугасный снаряд М-210Ф (9М22У)

Сна­ряд М-210Ф при­ме­ня­ет­ся для стрель­бы из БМ-21 и пред­на­зна­чен для по­дав­ле­ния жи­вой си­лы и тех­ни­ки про­тив­ни­ка и со­сто­ит из го­лов­ной час­ти, ра­кет­ной час­ти и
взры­ва­те­ля МРВ-У и МРВ.

Го­лов­ная часть сна­ря­да пред­на­зна­че­на для по­ра­же­ния жи­вой си­лы и тех­ни­ки про­тив­ни­ка и со­сто­ит из кор­пу­са с за­прес­со­ван­ны­ми в не­го дву­мя втул­ка­ми из риф­ле­но­го ме­тал­ли­че­ско­го лис­та и раз­рыв­но­го за­ря­да с де­то­на­тор­ной шаш­кой. На ожи­валь­ной час­ти кор­пу­са име­ет­ся ци­лин­д­ри­че­ская про­точ­ка, на ко­то­рую на­де­ва­ет­ся тор­моз­ное коль­цо с пру­жи­ной (боль­шое или ма­лое). Ма­лое тор­моз­ное коль­цо при­ме­ня­ет­ся для улуч­ше­ния куч­но­сти стрель­бы на даль­но­сти от 12 до
15,9 км и боль­шое — на даль­но­сти ме­нее 12 км.

Ра­кет­ная часть пред­на­зна­че­на для со­об­ще­ния сна­ря­ду по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния и дос­тав­ки го­лов­ной час­ти к це­ли и со­сто­ит из по­ро­хо­во­го за­ря­да и кор­пу­са ра­кет­ной час­ти. За­ряд раз­ме­щен в кор­пу­се ра­кет­ной час­ти и пред­став­ля­ет со­бой две ци­лин­д­ри­че­ские по­ро­хо­вые шаш­ки.

Взры­ва­те­ли МРВ-У и МРВ го­лов­ные, удар­но­го дей­ст­вия с даль­ним взве­де­ни­ем по­сле пре­кра­ще­ния ра­бо­ты ра­кет­ной час­ти у взры­ва­те­ля МРВ-У и на рас­стоя­нии 150-450 м от БМ у взры­ва­те­ля МРВ, пред­на­зна­че­ны для со­об­ще­ния на­чаль­но­го им­пуль­са раз­рыв­но­му за­ря­ду го­лов­ной час­ти сна­ря­да при встре­че их с пре­гра­дой.

Взры­ва­те­ли име­ют три ус­та­нов­ки:
1) на мгно­вен­ное дей­ст­вие — «О» (за­во­дская ус­та­нов­ка);
2) на фу­гас­ное дей­ст­вие с ма­лым за­мед­ле­ни­ем — «М»;
3) на фу­гас­ное дей­ст­вие с боль­шим за­мед­ле­ни­ем — «Б».

Мас­са го­лов­ной час­ти — 18,4 кг. Дли­на — 2870 мм. Ко­ли­че­ст­во ос­кол­ков: за­дан­но­го дроб­ле­ния (мас­сой 2,4 г) — 1640; от кор­пу­са (сред­ней мас­сой 2,9 г) — 2280. Даль­ность стрель­бы до 20,1 км.

 

Реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф

Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния от­кры­той и ук­ры­той жи­вой си­лы, не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки и бро­не­транс­пор­те­ров в рай­онах со­сре­до­то­че­ния, ар­тил­ле­рий­ских и ми­но­мет­ных ба­та­рей, ко­манд­ных пунк­тов и дру­гих це­лей.

Мас­са — 56,5 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 21 кг. Дли­на — 2270 мм. Ко­ли­че­ст­во ос­кол­ков: го­то­вых (мас­сой 5,5 г) — 1000; от кор­пу­са (сред­ней мас­сой 3,0 г) — 2440. Даль­ность стрель­бы — до 15 км.

Реактивный снаряд 9М521 с осколочно-фугасной головной частью повышенной мощности

Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния от­кры­той и ук­ры­той жи­вой си­лы, не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки и бро­не­транс­пор­те­ров в рай­онах со­сре­до­то­че­ния, ар­тил­ле­рий­ских и ми­но­мет­ных ба­та­рей, ко­манд­ных пунк­тов и дру­гих це­лей.

Мас­са — 66 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 21 кг. Дли­на — 2840 мм. Даль­ность стрель­бы — до 40 км. Ко­ли­че­ст­во ос­кол­ков: го­то­вых (мас­сой 5,5 г) — 1000; от кор­пу­са (сред­ней мас­сой 3,0 г) — 2440.

Реактивный снаряд 9М522 с отделяемой осколочно-фугасной боевой частью

Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния от­кры­той и ук­ры­той жи­вой си­лы, не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки и бро­не­транс­пор­те­ров в рай­онах со­сре­до­то­че­ния, ар­тил­ле­рий­ских и ми­но­мет­ных ба­та­рей, ко­манд­ных пунк­тов и дру­гих це­лей.

Мас­са — 70, мас­са го­лов­ной час­ти — 25 кг. Дли­на — 3037 мм. Даль­ность стрель­бы — до 37,5 км. Ко­ли­че­ст­во ос­кол­ков: го­то­вых мас­сой 0,78 г — 1800; го­то­вых мас­сой 5,5 г — 690; от кор­пу­са (сред­ней мас­сой 7,5 г) — 1210.

Реактивный снаряд 9М217 с самоприцеливающимися боевыми элементами

Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки (тан­ки, БМП, БТР, САУ).

Мас­са — 70 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 25. Дли­на — 3037 мм. Даль­ность стрель­бы — до 30 км. Ко­ли­че­ст­во СПБЭ — 2. Бро­не­про­би­вае­мость (го­мо­ген­ная бро­ня под уг­лом 30° от нор­ма­ли с рас­стоя­ния 100 м) — 60-70 мм.

Реактивный снаряд 9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами

Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния лег­ко­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки (БМП, БТР, САУ), жи­вой си­лы, са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов на сто­ян­ках.

Мас­са — 70 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 25 кг. Ко­ли­че­ст­во КО­БЭ — 45. Дли­на — 3037 мм. Даль­ность стрель­бы — до 30 км. Тол­щи­на про­би­вае­мой го­мо­ген­ной бро­ни — 100..120 мм.

Реактивный снаряд 9М28К для постановки противотанковых минных заграждений

Пред­на­зна­чен для дис­тан­ци­он­ной ус­та­нов­ки мин­ных по­лей как пе­ред под­раз­де­ле­ния­ми бое­вой тех­ни­ки про­тив­ни­ка, на­хо­дя­щи­ми­ся на ру­бе­же ата­ки, так и в рай­онах их со­сре­до­то­че­ния. Име­ет кас­сет­ную го­лов­ную часть с про­ти­во­тан­ко­вы­ми ми­на­ми ПТМ-3.

Мас­са — 57,7 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 22,8 кг. Дли­на — 3019 мм. Ко­ли­че­ст­во мин — 3. Мас­са ми­ны — 5 кг. Мас­са взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва — 1,85 кг. Вре­мя са­мо­ли­к­ви­да­ции — 16..24 ча­са. Даль­ность стрель­бы — до 13,4 км.

Реактивный снаряд 9М16 для постановки противопехотных минных заграждений

Пред­на­зна­чен для дис­тан­ци­он­но­го ми­ни­ро­ва­ния ме­ст­но­сти. Име­ет кас­сет­ную го­лов­ную часть с про­ти­во­пе­хот­ны­ми ми­на­ми ПОМ-2.

Мас­са — 56,4 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 21,6 кг. Дли­на — 3019 мм. Даль­ность стрель­бы — 13,4 км. Ко­ли­че­ст­во мин — 5.Площадь рас­сеи­ва­ния мин от зал­па од­ной бое­вой ма­ши­ны -250 кв.м.

Реактивный снаряд 9М43 с дымокурящей головной частью для постановки дымовых завес

Пред­на­зна­чен для по­ста­нов­ки и под­дер­жа­ния мас­ки­рую­щих и ос­ле­п­ляю­щих за­вес пе­ред бое­вы­ми по­ряд­ка­ми про­тив­ни­ка и сво­их войск с це­лью сни­же­ния эф­фек­тив­но­сти ог­не­во­го воз­дей­ст­вия про­тив­ни­ка и про­ве­де­ния скры­той ата­ки тан­ков или мо­то­стрел­ко­вых под­раз­де­ле­ний.

Мас­са — 66 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 20,2 кг. Дли­на — 2950 мм. Даль­ность стрель­бы — до 20,2 км. Ко­ли­че­ст­во ды­мо­ку­ря­щих эле­мен­тов — 5. Мас­са ды­мо­об­ра­зо­ва­те­ля в эле­мен­те — 0,8 кг.

Реактивный снаряд 9М519 для КВ и УКВ-радиопомех

Пред­на­зна­чен для соз­да­ния по­мех КВ и УК­В-диа­па­зо­нов ра­дио­свя­зи с це­лью дез­ор­га­ни­за­ции сис­те­мы управ­ле­ния про­тив­ни­ка в так­ти­че­ском зве­не пу­тем по­дав­ле­ния ли­ний ра­дио­свя­зи, пунк­тов управ­ле­ния вой­ска­ми и ору­жи­ем, на­зем­ных пунк­тов об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции.

Ком­плект 9М519, со­стоя­щий из 8 сна­ря­дов с оди­на­ко­вы­ми мас­со­га­ба­рит­ны­ми и ди­на­ми­че­ски­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­дав­ля­ет ра­дио­сред­ст­ва, ра­бо­таю­щие в диа­па­зо­не час­тот от 1,5 до 120 МГц.

Мас­са — 66 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 18,4 кг. Дли­на — 3025 мм. Даль­ность стрель­бы — до 18,5 км. Тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки пе­ре­дат­чи­ка по­мех (ПП) Р-032: вид и тип по­ме­хи — за­гра­ди­тель­ная, шу­мо­вая; вре­мя не­пре­рыв­ной ра­бо­ты — 60 мин, ра­ди­ус дей­ст­вия — 700 м.

Реактивный осколочно-химический снаряд 9М23

Сна­ря­жа­ет­ся 3,11 кг хи­ми­че­ско­го ве­ще­ст­ва Р-35 или 2,83 кг хи­ми­че­ско­го ве­ще­ст­ва Р-33. Кро­ме то­го, в бое­вой час­ти сна­ря­да на­хо­дит­ся 1,8 кг взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва при сна­ря­же­нии ве­ще­ст­вом «Р-35″ или 1,39 кг при сна­ря­же­нии ве­ще­ст­вом «Р-33″.

Сна­ряд 9М23 снаб­жа­ет­ся ме­ха­ни­че­ским взры­ва­те­лем МРВ (9Э210) и ра­дио­ло­ка­ци­он­ным взры­ва­те­лем 9Э310, ко­то­рый сра­ба­ты­ва­ет на за­ра­нее за­дан­ной вы­со­те от по­верх­но­сти (1,6-30 м). Воз­душ­ный взрыв су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­ва­ет зо­ну по­ра­же­ния ос­кол­ка­ми и от­рав­ляю­щим ве­ще­ст­вом. 9М23 да­ет 760 ос­кол­ков со сред­ним ве­сом 14,7 г. Даль­ность стрель­бы с ра­дио­ло­ка­ци­он­ным взры­ва­те­лем — до 18,8 км.

Реактивный агитационный снаряд 9М28Д

Реактивный зажигательный снаряд 9М22С

МОДИФИКАЦИИ и ВАРИАНТЫ:

Полевая реактивная система М-21 стала базовой для ряда других российских систем для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм: «9К59 Прима», «9К54 Град-В», «Град-ВД», «Легкая переносная реактивная система Град-П», 22-хствольная корабельная «А-215 Град-М», «9К55 Град-1», БМ-21ПД «Дамба».
A также ряда иностранных систем, включая «RM-70», «RM-70/85», «RM-70/85М», «APRA», «PRL111», «PRL113», «Type 81», «Type 83», «Type 84», «Type 89», «Type 90», «Type 90A», «Type 90B», «BM-11», «HADID», «Lynx» (Naiza, «Найза»), «Modular», «WP40 Langusta», «Град-1А БелГрад».

9К51 «Град» — базовый вариант на базе «Урал-375Д»

9К51 «Град» — базовый вариант на базе «Урал-375Д».

9К51-1 «Град» — усовершенствованный вариант на базе Урал-4320

9К51-1 «Град» — усовершенствованный вариант на базе Урал-4320.

2Б26 «Град» — усовершенствованный вариант на базе КамАЗ-43105

2Б26 «Град» — усовершенствованный вариант на базе КамАЗ-43105.

9К51М «Торнадо-Г»

9К51М «Торнадо-Г» — модернизированный вариант с боевой машиной 2Б17-1/2Б17М и новыми НУРС с увеличенной максимальной дальностью стрельбы до 40 км.

9К54 «Град-В»

9К54 «Град-В» — представляет собой десантируемую (облегчённую) модификацию с боевой машиной 9П125 с 12-ю направляющими и транспортной машиной с комплектом унифицированных стеллажей 9Ф37В на базе грузового автомобиля ГАЗ-66В для ВДВ.

«Град-ВД» — представляет собой гусеничный вариант системы «Град-В» с боевой машиной БМ-21ВД с 12-ю направляющими и транспортно-заряжающей машиной на базе бронетранспортёра БТР-Д.  Пусковая установка размещалась на шасси, созданном на базе боевой машины десанта БМД-1.

9К55 «Град-1»

9К55 «Град-1» — представляет собой модификацию системы «Град» с боевой машиной 9П138 с 36 направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т450 на базе грузового автомобиля ЗИЛ-131 для полковой артиллерии (а не для дивизионной), например, для морской пехоты.

9К55-1 «Град-1»

9К55-1 «Град-1» — представляет собой гусеничный вариант системы «Град-1» с боевой машиной 9П139 на базе шасси самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» с 36 направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на базе многоцелевого тягача МТ-ЛБу.

9К59 «Прима»

9К59 «Прима» — представляет собой модификацию системы «Град» повышенной огневой мощи. В состав системы входят боевая машина 9А51 с 50 направляющими и транспортно-заряжающая машина 9Т232М на базе грузового автомобиля Урал 4320.

БМ-21ПД «Дамба»

БМ-21ПД «Дамба» — РСЗО для борьбы с малыми подводными лодками и морскими диверсантами, для защиты ВМБ и морской границы. Создана в 80 гг. как модифицированный вариант БМ-21 в составе БМ-21ПД, транспортной машины 95ТМ и НУРС ПРС-60;
9К510 «Иллюминация» — РСЗО для стрельбы осветительными снарядами.

РСЗО «Град-1А» (БелГрад)

РСЗО «Град-1А» (БелГрад) — представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной БМ-21А на базе грузового автомобиля МАЗ-6317-05.

ZCRS-122 — грузинский вариант системы «Град» с боевой машиной БМ-21 на базе украинского грузового автомобиля КрАЗ-6322

ZCRS-122 — грузинский вариант системы «Град» с боевой машиной БМ-21 на базе украинского грузового автомобиля КрАЗ-6322.

Украинская модификация БМ-21К

Украинская модификация БМ-21К
БМ-21К создана методом модернизации советской БМ-21 «Град» и собрана из деталей отечественного производства.
БМ-21К стала первой национальной реактивной системой залпового огня. Система создана государственным предприятием 100-й ХАРЗ совместно с КБ им. Морозова. Робота по созданию БМ-21К началась в 2001 году. Устаревшая советская автомобильная база УРАЛ-375 была заменена на украинскую КРАЗ-260 с 4-х дверной кабиной повышенного комфорта. Существует три модификации: на шасси с одинарной, полуторной и двойной кабиной БМ-21У.

КРАЗ-260 В декабре 2008 года на государственном уровне было принято решение относительно изготовления и проведения заводских испытаний в Харькове.
Мощность двигателя БМ-21К, по сравнению с «Урал-375Д», возросла на 60 л.с. и составляет 240 л.с. Запас хода увеличился с 400 до 500 км. Дальность поражения целей увеличена с 20 до 40 км, применена новая система быстрой перезарядки, возможность ведения точного огня с максимальным отклонением 90 метров на расстоянии 40 км. БМ-21К оборудована спутниковой системой наблюдения и наведения на цель.

ОСНОВНЫЕ ТТХ:

Калибр, мм 122
Длина ракеты, мм 2870
Полный вес (в зависимости от БЧ) , кг 56,4-66
Вес БЧ, кг 6,4
Вес БМ, кг 13700
Дальность стрельбы минимальная, м 5000
Дальность стрельбы максимальная, м 20380
Точность(рассеивание), м 90
Количество направляющих 40
Перевод системы из походного положения в боевое, мин. 3,5
Мощность двигателя 180 л.с.
Максимальная скорость км/час (по шоссе) 85
Запас хода, км 1040
Колесная формула 6х6
Клиренс, мм 400
Год принятия на вооружение 1963

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.